Главная / Блог экспертов

Блог экспертов

■ Первый год жизни: познаем, играя

Первый год жизни малыша – один из самых важных в его развитии. Ведь именно в это время ребенок начинает знакомиться с окружающим миром. И если этот мир будет к нему доброжелателен, малыш очень быстро покажет свои первые достижения.
Выделяют несколько возрастных периодов в жизни малыша.

■ 0-3 месяца. Игрушки.

Первые месяцы жизни ребенок рассматривает окружающие его предметы и учится фиксировать на них свой взгляд. Именно поэтому на его кроватку вешают интересные, яркие игрушки. Если у ребенка формируется привычное положение головы, игрушки следует подвешивать на «непривычную» сторону, чтобы исправить эту ситуацию. При этом важно помнить, что игрушки должны располагаться на расстоянии 25-30 см от глаз ребенка, чтобы в дальнейшем не вызвать нарушения зрения.

■ 3-6 месяцев. Первые игры с малышом.

«Забери-отдай» (для игры Вы можете использовать детские бусы или браслеты СТМ «Mapacha»). Чтобы привлечь внимание малыша к игрушкам, потрясите бусы, затем покажите их, перебирая пальцами бусины. Протянув малышу бусы, скажите: «На, возьми!» Понаблюдайте за его реакцией. Если малыш не попытается взять игрушку, проведите бусами по тыльной стороне ладошки малыша, ожидая, когда он их схватит. Когда малыш начнет ощупывать игрушку, тянуть ее в рот, покажите ему другие бусы, побуждая его взять предмет во вторую ручку. Поговорите с ним, улыбаясь, дайте понять, что Вы радуетесь его успехам. Чтобы забрать игрушку обратно, потяните бусы на себя, приговаривая: «Дай, дай, дай!» Когда малыш отпустит игрушку, спрячьте ее за спину, восклицая: «Ах, нет бусиков, спрятались!» Сделайте паузу, а потом вновь покажите бусы, потрясите ими, привлекая внимание малыша.
«Пищалки» (для игры понадобятся игрушки с пищалками из ПВХ).
Покажите малышу одну из игрушек, назовите ее и несколько раз нажмите, извлекая звуки. Отдайте игрушку ребенку: пусть теперь он сам сделает так, чтобы игрушка «запищала».
Первый скачок в развитии ребенка происходит после 6 месяцев. Помимо изучения тех, кто его окружает, малыш теперь будет исследовать то, что его окружает. С полугода малыш становится более внимательным и заинтересованным. Ребенок открывает для себя мир, играя. Игрушка становится для него важным связующим элементом со взрослыми и окружающим миром. Руки и пальцы малыша приспосабливаются к разной величине и объему предметов. Теперь ему нужны игрушки с ярко выраженными сенсорными качествами, отличающиеся друг от друга звучанием, цветом, формой, величиной и фактурой, выполненные из разных материалов.
Однако никакая самая современная игрушка не заменит общения малыша со взрослыми. Хорошо, если сама игрушка подсказывает, как с ней играть: к примеру, снимать крышки с коробок или кольца с пирамидки. Ведь сначала малыш пытается поступать с разными предметами одинаково: стучать, трясти, бросать. И только взрослый может научить кроху играть по-разному. А ведь это еще и просто здорово – еще раз окунуться в детство вместе с ребенком: покатать машинку, сложить пирамидку, построить из кубиков дом.

■ 6-9 месяцев. Игры усложняются.

«Сними колечко» (понадобятся пирамидка, 3-4 кольца с большими отверстиями). Играйте на полу или сидя за столом. Покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимая колечки по очереди или вместе с ребенком, побуждайте его: «Сними колечко! Вот так! Сними! Так-так!» К 4-5 игре возьмите обруч от игры «кольцеброс» или сделайте его из ткани. Это поможет удерживать интерес малыша к игре.
«Бьем в бубен» (потребуется игрушечный бубен).
Похлопайте ладонью по бубну, подставьте бубен под ладошку малыша, ожидая, что он похлопает по нему. Если малыш не попытается это сделать, обхватите его локоток и легонько похлопайте его ручкой по бубну, напевая в ритм. Со временем, играя в эту игру, ваш малыш научится сам бить в бубен. Можно объединиться в домашний ансамбль, добавив маракасы и барабан.
«Катись, шарик!» (для игры отлично подойдут шарики и игрушечная гора-скат в виде желоба СТМ «Mapacha»).
Покажите малышу, как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки. Играя в эту игру, ребенок научится брать по одному шарику в руки и скатывать его с горки. Не удивляйтесь, когда и после 9 месяцев жизни малыш продолжит бросать предметы и стучать ими. Однако он все внимательней следит за взрослым, показывающим ему правильные действия с игрушками, пытается повторить их. Теперь малыш способен значительно расширить репертуар своих игр. В этом возрасте ребенок начинает свободно передвигаться, поэтому стоит побеспокоиться о безопасности. Не забудьте об острых углах, розетках. Помните, что дверцы шкафов или ящики комодов перестают быть препятствием, а становятся заманчивыми игрушками. Особой любви удостаиваются предметы, которыми пользуются взрослые. Чтобы избежать конфликтов и травматических ситуаций, уберите из зоны доступности ребенка все ценные и опасные вещи.
К году ребенку все больше нравится наблюдать за взрослыми и копировать их. Малыш стремится подражать и получает от этого удовольствие. На пике заинтересованности обучение более эффективно, чем при долгом и монотонном повторении. Ребенок начинает играть самостоятельно, а взрослых уже приглашает только поучаствовать.
Для развития двигательных навыков малыша важна его самостоятельность. Если Вы посадили малыша – это хорошо, но лучше, если он потянулся за игрушкой и сел сам. Вы можете поставить малыша на ножки, но лучше, если он потянулся за игрушкой и встал сам. По сравнению со статическими, динамические движения чрезвычайно полезны для развития, так как учат ребенка действовать самостоятельно и добиваться результата. Если малыш ползет к дивану, положите на него игрушки, чтобы он потянулся за ними и встал. Кладите игрушки на такую высоту, чтобы ребенок видел их и лишь слегка не доставал в положении сидя. Так малыш получит свой первый опыт вставать и стоять.

■ 9-12 месяцев. Играем почти по-взрослому.

«Большие и маленькие» (необходимо 2 ведерка и 2 набора кубиков - больших и маленьких).
Посадите малыша на пол, сядьте рядом. Покажите малышу большое ведерко, предложите ему достать большие кубики и рассмотреть их. Затем достаньте маленькое ведерко и рассмотрите его содержимое, доставая кубик за кубиком. В конце игры соберите все кубики по ведеркам, вначале большие кубики положите в большое ведерко, а потом сложите маленькие кубики. Эта игра доставит большое удовольствие малышу и научит его различать большие и маленькие предметы.
Первый день рождения. Ритуал задувания первой свечки на торте, скорее, необходим взрослым, чем самому имениннику. Для ребенка главное – ощущение праздника, создать который можно с помощью простого украшения детской, небольших сюрпризов по всему дому и повышенного внимания к виновнику торжества. Важная часть дня рождения – подарки для малыша.
В свой первый день рождения ребенок обрадуется, получив в подарок:
- катающиеся игрушки на тросточке или веревочке,
- юлу или другие инерционные игрушки,
- деревянные кубики,
- игрушки с различными прорезями, в которые вставляются части, требующие подбора по форме,
- музыкальные игрушки: барабан, бубен, дудочка и т.д.,
- мячи, удобные для толкания ногой,
- книжки с яркими картинками.